Бидерман В. Л.

Биография

Вадим Львович Бидерман - видный ученый-механик и инженер, лауреат Ленинской премии - родился 2 апреля 1917 года в г. Юрьеве-Польском. В 1936 г. поступил в Краснознаменный механико-машиностроительный институт (МВТУ, а ныне МГТУ им. Н.Э.Баумана).
В предвоенном 1940 г. с отличием окончил МВТУ по специальности "Гидравлические машины". Именно школа МВТУ заложила в нем инженерное мышление, когда целью научной разработки становится практическое приложение.
В годы войны В.Л. Бидерман работал инженером-конструктором на Государственном Прожекторном заводе, с 1943 г. учился в аспирантуре МВТУ, а с 1944 г. до конца жизни (с вынужденным перерывом конца 40-х, начала 50-х годов) преподавал в МВТУ на кафедрах "Сопротивление материалов" и "Теоретическая механика".
В 1946 г. в МВТУ он защитил кандидатскую диссертацию, посвященную расчету цилиндров, нагруженных переменным по длине давлением. После защиты диссертации В.Л. Бидерман проводил интенсивные теоретические и экспериментальные исследования ударного взаимодействия упругих систем с учетом местных контактных деформаций и волновых процессов.
Перейдя в 1948 году волею обстоятельств на работу в НИИ шинной промышленности (НИИШП), В.Л. Бидерман вошел в новую для себя область науки и инженерного дела. Его энергия, талант и знания исследователя, инженерная интуиция оказались не только востребованными в новой отрасли, но и позволили ему заложить основы целого направления науки - механики резинокордных конструкций.
В этот период В.Л.Бидерман разработал теорию сетчатых оболочек для расчета резинокордных конструкций, в частности автомобильных диагональных шин; предложил первые эффективные модели и методы расчета современных шин радиальной конструкции, в значительной мере способствовавшие успешному освоению нового производства; разработал датчики и приборы для экспериментального исследования больших деформаций резиновых деталей и гистерезиса резины при высоких скоростях деформации.
Совмещая с 1956 г. работу в НИИШП с преподаванием в МВТУ, он стал основателем и руководителем отечественной научной школы по механике шин, внеся значительный вклад в развитие отечественной шинной промышленности.
Его докторская диссертация (1958г.), посвященная разработке методов расчета резинометаллических и резинокордных элементов машин, а также многочисленные статьи по этой тематике, опубликованные в 50-60-е годы в трудах НИИШП и других изданиях, вызывали живой интерес у зарубежных исследователей и активно переводились на английский шинными компаниями при поддержке DuPont и NASA. Заслуженную популярность у специалистов шинной отрасли приобрела книга "Автомобильные шины" (1963г.), основным автором и редактором которой он являлся .
Вторым, а может быть главным, делом своей жизни В.Л. Бидерман считал создание отечественной школы инженеров-прочнистов. Он с огромным энтузиазмом преподавал в МВТУ на кафедре "Сопротивление материалов", включился в написание фундаментальных энциклопедических трудов по прикладной механике "Основы современных методов расчета на прочность в машиностроении" в двух томах (1950-1952гг.) и "Расчеты на прочность в машиностроении" в трех томах (1956-1959гг.) Последний был в 1960 г. удостоен Ленинской премии.
В.Л. Бидерман являлся одним из инициаторов организации в МВТУ новой специальности "Динамика и прочность машин" (1961 г.) Для студентов этой специальности Вадим Львович поставил и читал многие курсы: теорию механических колебаний, строительную механику машин, общую теорию оболочек, теорию упругости, теорию устойчивости. Заслуженной популярностью у студентов и специалистов до сих пор пользуются написанные им учебники "Прикладная теория механических колебаний" (1972 г.), "Теория механических колебаний" (1980, 2009 гг.). Вадим Львович был бессменным членом редколлегии серии "Библиотека расчетчика" издательства "Машиностроение", где вышла и его книга "Механика тонкостенных конструкций" (1977 г.), актуальная до наших дней.
Вадим Львович был прекрасным лектором, настоящим кумиром тех, кому посчастливилось учиться у него непосредственно. Многочисленным ученикам Вадима Львовича хорошо известны его готовность решать техническую задачу по существу, доброжелательность в научных дискуссиях, сочетающаяся с требовательностью и научной принципиальностью. Под его руководством подготовлены и защищены 34 кандидатских диссертации, он был консультантом большого числа докторских диссертаций.
В.Л. Бидерман неоднократно участвовал в написании ставших популярными у инженеров справочников, таких как "Справочник машиностроителя" под редакцией Н.С. Ачеркана (1955-1956 гг.), "Прочность, устойчивость, колебания" под редакцией И.А. Биргера и Я.Г. Пановко (1968г.). Он являлся членом редколлегии журнала "International Journal of Impact Engineering" издательства "Pergamon Press", с 1987 г. входил в состав Российского Национального Комитета по теоретической и прикладной механике.

Дата рождения 1917-04-02
Место рождения Юрьев-Польский Владимирской губернии
Дата смерти 1993-12-10
Научная сфера механика деформируемого тела
Ученое звание профессор